История Борисо-Глебского храма

Исторический очерк о Борисо-Глебском храме

автор Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Ссылка на оригинал очерка

       Здесь, на левом берегу реки Протвы, при https://tsobor.ru/храм-святых-мучеников-князей-бориса-и-2/её слиянии с Окою, стоял древнерусский город Любинец Омосов, иначе Лобынск, упоминаемый в Никоновской летописи под 1146, а в Ипатьевской – под1147 г.

Эта небольшая крепость владимиро-суздальских князей контролировала устье Протвы и одновременно – брод через Оку. Археологи раскопали в данном месте большое селище, датируемое VIII – XIV веками. Вероятно, это был посад древнего Лобынска – стены же города располагались там, где теперь Борисо-Глебский храм.

С возникновением Серпухова значение Лобынска угасает – его сменило село Дракино, вотчина Высоцкого монастыря, документально известное с 1552 г. Из позднейших источников видно, что к 1627 г. с деревней Дракино соседствовали сельцо Тишково, принадлежавшее двум помещикам, и погост Борисоглебский, «на государевой земле», с одноименной ему деревянной приходскою церковью. К 1705 году эти сельцо и погост, видимо, слились – отныне Борисо — Глебская церковь числится при селе Тишково, которое вошло в черту деревни Дракино только в XX веке.
Настоящее церковное здание было возведено в 1684 г. Таким образом, это древнейший по постройке сельский храм серпуховского благочиния. К нему в 1882 – 1883 гг. по проекту городского архитектора города Серпухова Владислава Осиповича Грудзина (1824 – после 1896 гг.) пристроены приделы –правый во имя преподобного Сергия Радонежского, левый – Боголюбской иконы Божией Матери.

Борисо-Глебский храм село Дракино Серпухова

 Борисо-Глебский храм село Дракино        Серпухова

Согласно местному преданию, строителем этих пределов был один из графов Орловых – Давыдовых, который, как-то проезжая здесь, заблудился в метели и едва не погиб, но ему явился преподобный Сергий и указал дорогу к жилью. Спасенный граф так чтил эти места, что завещал похоронить себя на сельском кладбище; его каменное, с изображением Евангелия надгробие в 1960-х гг. было уничтожено вандалами, и ныне на могиле поставлен простой деревянный крест.

Однако, более точных сведений о личности храмоздателя у нас, к сожалению, нет. Его нельзя отождествить ни с первым из графов Орловых – Давыдовых – Владимиром Петровичем (1809 – 1882 гг.), ни с его сыновьями – Владимиром (1837 -1870 гг.), Анатолием (1837 – 1905 гг.) и Сергеем (1847 – 1905 гг.), так как все они погребены в своей родовой усадьбе Семеновское – Отрада (ныне Ступинский р-н Московской обл.).

Кирпичный на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространенному в конце XVII в. типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьменки (1694) и Никольская церковь погоста Березна (1698). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки пределов в 1880-х гг., о чем свидетельствует цилиндрический объем верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-й половине XIX века.

Вплоть до начала XIX века в приход села Тишкова входило сельцо Гурьево (Глебовское) на противоположном берегу Протвы, отнесенное затем к Калужской епархии. Взамен его в 1807 – 1808 гг. настоятель Борисо — Глебского храма хлопотал о приписании Спасской церкви села Шатова – однако без результата. В начале XX в. местный приход, кроме села Тишкова, включал деревни Дракино и Иваньково.

В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 г. оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову. В 1997 г. храм на Протве возвращен верующим, в 2000 г. в качестве подворья-передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 г. Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место.

 

Перейти к верхней панели